Положение о формировании культурно-гигиенических навыков у воспитанников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Солнышко» г.Кяхта
л у Л '-'0 А ?

,

УТВЕРЖДЕНО
• Приказом по МАДОУ
^ д д т с к и й сёд № 7 "Солнышко"
ж
Р
от 16.09.2022г.

-

Ь

WbHOf

Щ

%#ъ/

‘Л * / ' л и
СОГЛАСОВАНО
£$j?T
' *"
педагогическим советом МАДОУ
детский сад № 7 "Солнышко"
Протокол № 01 от 16.09.2022 г.
СОГЛАСОВАНО
с родительским комитетом МАДОУ
детский сад № 7 "Солнышко"
Протокол № 01 от 16.09.2022 г.

ПОЛОЖ ЕНИЕ
* о формировании культурно-гигиенических навыков
у воспитанников МАДОУ детский сад № 7 "Солныш ко"

2022 год

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года,
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», а также ООП МАДОУ детский сад № 7 "Солнышко".
1.2. Положение принято в целях организации деятельности сотрудников ДОУ по
формированию культурно-гигиенических навыков (ГКН) у воспитанников, развитию
культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, воспитание
культуры поведения.
1.3. Положение представляет собой систему реализации необходимых условий,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья
воспитанников.
1.4. ДОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся
(воспитанников):
- формирование их происходит в играх, труде, занятиях, быту. Ежедневно повторяясь, режим
дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности,
тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня
способствует формированию ГКН, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
- опирается на систему знаний, умений, навыка, формируемых у воспитанников в процессе
обучения и воспитания в ДОУ.
- осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна
быть обеспечена полная согласованность в требованиях ДОУ и семьи.
2. Цели и задачи
2.1.Основная цель - обеспечение оптимизации образовательного процесса, гарантирующего
оптимальные условия для формирования ГКН и навыков самообслуживания у
воспитанников.
2.2. Задачи:
- развивать ГКН, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
- формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться
мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место,
пользоваться расческой, носовым платком;
- формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой,
салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за
столом, не разговаривать с полным ртом;
- формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с
чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия
- формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной
жизни;
- активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личнойгигиены дома.
3. Методы и приемы формирования у детей КГН
- личный пример взрослых
- непосредственно образовательная деятельность
- показ
- объяснение
- пояснение
- поощрение
- беседы
- упражнения в действиях
- дидактические игры
- потешки
- стихотворения
- пословицы, поговорки
- игровые приемы

- викторины, развлечения
- прием повторения действий
Критерии опрятной еды включают умение:
- Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
- Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить;
- Пользоваться только своим прибором.
Мытья рук и личной гигиены включают умение:
- Мыть лицо, уши, руки
- Закатать рукава;
- Смочить руки;
- Взять мыло, намыливать до появления пены;
- Смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
- Пользоваться расческой.
Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
- Расстегнуть пуговицы;
- Снять платье (брюки);
- Аккуратно повесить;
- Снять рубашку и аккуратно еѐ повесить на брюки, шорты;
- Снять обувь;
- Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
- Надеть в обратной последовательности.
4. Создание условий
- организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки
в ДОУ и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места
хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
- разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд
операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических
стереотипов;
- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их
выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен
быть неизменным, формы - разные;
- индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов
овладения культурно-гигиеническими навыками;
- организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми
в непривычной обстановке действий;
- безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
5. Контроль в деятельности по формированию КГН
Деятельность по формированию КГН у воспитанников ДОУ определяется годовым планом
ДОУ и перспективным планом по формированию культурно-гигиенических навыков у
дошкольников.
План работы составляется на начало учебного года и утверждается заведующим
ДОУ.
Обеспечение благоприятных психологических условий (благоприятный эмоциональнопсихологический климат, содействие формированию у детей стремления к
самостоятельности).
Учет индивидуальных особенностей развития воспитанников при организации
деятельности по формированию КГН;
Организация работы с воспитанниками: система методов и приемов формирования у
воспитанников культурно-гигиенических навыков.

Реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на
формирование КГН, которые реализуются как в рамках утвержденной непосредственно
образовательной деятельности, так и во время свободное от занятий;
Проведение мониторинга сформированности КГН у воспитанников.
6. Мониторинг сформированности КГН
Наличие аналитических данных о формировании КГН у воспитанников.
Отслеживание динамики показателей сформированности КГН у воспитанников,
включение этих сведений в ежегодный отчет ДОУ, в публичный отчет, доступный широкой
общественности.
Проведение
анкетирования
на
предмет
удовлетворенности
родителей
комплексностью и системностью работы ДОУ по формированию КГН у воспитанников
ДОУ.
7. Заключительные положения
Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения.
Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости и подлежат
утверждению заведующим ДОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (30142) 91-6-99

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти