Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Солнышко» г.Кяхта л у Л '-'0 А ? , УТВЕРЖДЕНО • Приказом по МАДОУ ^ д д т с к и й сёд № 7 "Солнышко" ж Р от 16.09.2022г. - Ь WbHOf Щ %#ъ/ ‘Л * / ' л и СОГЛАСОВАНО £$j?T ' *" педагогическим советом МАДОУ детский сад № 7 "Солнышко" Протокол № 01 от 16.09.2022 г. СОГЛАСОВАНО с родительским комитетом МАДОУ детский сад № 7 "Солнышко" Протокол № 01 от 16.09.2022 г. ПОЛОЖ ЕНИЕ * о формировании культурно-гигиенических навыков у воспитанников МАДОУ детский сад № 7 "Солныш ко" 2022 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также ООП МАДОУ детский сад № 7 "Солнышко". 1.2. Положение принято в целях организации деятельности сотрудников ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков (ГКН) у воспитанников, развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, воспитание культуры поведения. 1.3. Положение представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников. 1.4. ДОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников): - формирование их происходит в играх, труде, занятиях, быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию ГКН, воспитанию, организованности и дисциплинированности. - опирается на систему знаний, умений, навыка, формируемых у воспитанников в процессе обучения и воспитания в ДОУ. - осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях ДОУ и семьи. 2. Цели и задачи 2.1.Основная цель - обеспечение оптимизации образовательного процесса, гарантирующего оптимальные условия для формирования ГКН и навыков самообслуживания у воспитанников. 2.2. Задачи: - развивать ГКН, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. - формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком; - формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом; - формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия - формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни; - активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личнойгигиены дома. 3. Методы и приемы формирования у детей КГН - личный пример взрослых - непосредственно образовательная деятельность - показ - объяснение - пояснение - поощрение - беседы - упражнения в действиях - дидактические игры - потешки - стихотворения - пословицы, поговорки - игровые приемы - викторины, развлечения - прием повторения действий Критерии опрятной еды включают умение: - Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; - Не крошить хлеб; - Пережевывать пищу с закрытым ртом; - Не разговаривать с полным ртом; - Тихо выходить по окончании еды из-за стола; - Благодарить; - Пользоваться только своим прибором. Мытья рук и личной гигиены включают умение: - Мыть лицо, уши, руки - Закатать рукава; - Смочить руки; - Взять мыло, намыливать до появления пены; - Смыть мыло; - Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; - Пользоваться расческой. Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: - Расстегнуть пуговицы; - Снять платье (брюки); - Аккуратно повесить; - Снять рубашку и аккуратно еѐ повесить на брюки, шорты; - Снять обувь; - Снять колготки, повесить на рубашку (платье); - Надеть в обратной последовательности. 4. Создание условий - организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в ДОУ и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.); - разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов; - многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные; - индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками; - организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий; - безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований. 5. Контроль в деятельности по формированию КГН Деятельность по формированию КГН у воспитанников ДОУ определяется годовым планом ДОУ и перспективным планом по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников. План работы составляется на начало учебного года и утверждается заведующим ДОУ. Обеспечение благоприятных психологических условий (благоприятный эмоциональнопсихологический климат, содействие формированию у детей стремления к самостоятельности). Учет индивидуальных особенностей развития воспитанников при организации деятельности по формированию КГН; Организация работы с воспитанниками: система методов и приемов формирования у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование КГН, которые реализуются как в рамках утвержденной непосредственно образовательной деятельности, так и во время свободное от занятий; Проведение мониторинга сформированности КГН у воспитанников. 6. Мониторинг сформированности КГН Наличие аналитических данных о формировании КГН у воспитанников. Отслеживание динамики показателей сформированности КГН у воспитанников, включение этих сведений в ежегодный отчет ДОУ, в публичный отчет, доступный широкой общественности. Проведение анкетирования на предмет удовлетворенности родителей комплексностью и системностью работы ДОУ по формированию КГН у воспитанников ДОУ. 7. Заключительные положения Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения. Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости и подлежат утверждению заведующим ДОУ.