27.10.2022
Инклюзивное
образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей. В настоящее время часто происходит включение детей с ОВЗ в среду
здоровых сверстников. Дети с ОВЗ пребывают в общеобразовательных учреждениях
независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от
психофизических возможностей. Чаще это связано с нежеланием родителей
воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом
других социально-экономических и психолого-педагогических причин.
Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально
развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными
категориями детей. Однако, способность включиться в обычную группу детей
характеризует не только возможностями самого ребенка с ОВЗ, но и качеством
работы ОУ, наличие в нем адекватных условий для развития детей с особыми
нуждами. Поэтому, для полноценной функциональной и социальной инклюзии,
необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных
контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.
Термин «дети с ОВЗ» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012
году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской
Федерации». У педагогов возникло множество вопросов при организации
воспитательно-образовательного процесса:
- Каким образом
организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных
организациях?
- Как строить работу с
детьми с ОВЗ в образовательном учреждении?
В законе «Об
образовании в РФ» определение «инклюзивное образование» трактуется
как, обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей».
Несмотря на то, что
это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло
в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях, и на
уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем
профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.
Федеральный закон
определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических
лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые
заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК –
ключевой этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Члены ПМПК знают и
понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые
необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с
использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо
основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям
определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу
компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где
осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее
включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и
прививать им навыки общения.
В зависимости от рекомендаций ПМПК детей с ОВЗ в детский сад могут принять:
- в группу
компенсирующей направленности;
- в группу
комбинированной направленности.
- Закон «Об образовании» впервые ввёл
в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с
расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении.
Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей
с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики
стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых
условиях получения образования, и именно поэтому они также попадают под
определение детей с ограниченными возможностями здоровья.