22.11.2022
Основной целью сопровождения детей с
ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов
коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация
индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы
происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется специалистами ,
логопедами, педагогами, ДОУ.
Существуют
основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с
детьми с ОВЗ:
Диагностический. Для успешности воспитания и
обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых
образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является
сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление
структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты
диагностического обследования доводятся до сведения всех участников
коррекционно- педагогического процесса.
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты
обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные
методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы,
распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика
сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в
области своей предметной деятельности.
Составление индивидуального
образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей
детей с ОВЗ (нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального
маршрута является:
- принцип
доступности и систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- соблюдение
интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха;
- принцип
гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Таким образом, ИОМ — это
интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства,
создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей
ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется
индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия,
проводимые специалистами, дают возможность для создания обогащенной речевой
среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую,
лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в
соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными
направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием
различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе,
формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных
моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское
сопровождение семьи. Родители
являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса.
Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое
воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в
коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности,
повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений
родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что
осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный
процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация
работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для
родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение
консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих
задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система педагогического сопровождения детей с ОВЗ для
обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции
деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции —
развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать
родителям результаты успешного развития ребёнка.