Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Солнышко» г.Кяхта

S ' кА,#

-СОЛНЫ/, ^

УТВЕРЖДЕНО
Приказом по МАДОУ
%т%% ■' дегский сад № 7 "Солнышко"
>:1* Щ m f f i f
от 16.09.2022г.
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом МАДОУ
детский сад № 7 "Солнышко"
Протокол № 01 от 16.09.2022 г.
СОГЛАСОВАНО
родительский комитет МАДОУ
детский сад № 7 "Солнышко"
Протокол № 01 от 16.09.2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников
МАДОУ детский сад № 7 "Солнышко”

2022 год

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников МАДОУ
детский сад № 7 "Солнышко" (далее соответственно - Положение, ДОУ) разработано в
соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки
России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" в редакции
от 25 июля 2022 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом ДОУ.
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях
организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей,
вовлечения их в единое пространство детского развития в ДОУ.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия ДОУ с семьей,
работы с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с
ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство
детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого выступают педагоги ДОУ.
1.5. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьей определяет концептуальные
основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы,
механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного
подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников ДОУ.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с
семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей,
документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
- работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
- изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
- вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность ДОУ,
совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:

- создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
- сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОУ;
- формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
- организация сотрудничества ДОУ с семьей;
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника ДОУ;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации)
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к
традиционной культуре;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
- выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей
и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
- гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
- повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников
в области защиты прав и достоинств ребенка;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам
воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития детей;

- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения
с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы ДОУ:
- принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных
и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
- принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального
взаимодействия;
- принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка.
- принцип непрерывности преемственности между ДОУ и семьёй воспитанника на всех
ступенях обучения;
- принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов
воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоциональноблагоприятной атмосферы;
- принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт ДОУ);
- принцип доброжелательности всех участников содружества;
- принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы ДОУ не допускается никакого принуждения).
- принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса
и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;
- принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и
педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
- принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка
и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
- принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет ДОУ. Его
содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными
условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия ДОУ и семьи предполагает следующие этапы работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;

- группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по
предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
- конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и
традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия организации взаимодействия ДОУ и
семьи:
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников ДОУ;
- одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
- обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к
ценностям традиционной культуры;
- ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников ДОУ с родителями
(законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между
педагогами и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников ДОУ.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
- посещение семей на дому;
- анкетирование;
- наглядная пропаганда педагогических знаний;
- родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме
собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы;
презентации опыта работы;

- дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
- круглые столы;
- деловые игры;
- тренинги;
- почта доверия;
- семейные проекты;
- творческие проекты;
- тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
- вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
- семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по
подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные
методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
- методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в ДОУ, формирование партнерского сообщества работников,
детей и их родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
- создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей
(законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
- переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на
партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание
неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива ДОУ с общественными и социальными структурами: общеобразовательной
школой, домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими ДОУ.

,
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной
программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц,
вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы
дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с
родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее
реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их
совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях,
семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ДОУ.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в ДОУ.
7.7. Критерии анализа годового плана:
- планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;

- учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
- разнообразие планируемых форм работы;
- планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических
кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
- разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в вопросах
взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах,
консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
- выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников;
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в ДОУ.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
- планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;
- разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);
- учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в ДОУ.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы ДОУ.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и старшим ДОУ в соответствии с настоящим Положением.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
- посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об
этом воспитателя;
- изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
- привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в
ДОУ.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития
партнерства является Наблюдательный Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган
управления, в состав которого избираются работники ДОУ, родители, представители
Учредителя.
8.5. Наблюдательный Совет ДОУ имеет полномочия в соответствии с Положение о
наблюдательном совете.

9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
- планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по ДОУ на
учебный год;
- протоколы групповых родительских собраний;
- конспекты мероприятий;
- отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
- протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей
деятельности.
9.4. Документация хранится в ДОУ в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего ДОУ.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников принимается
на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (30142) 91-6-99

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти