Программа логопункта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №7 «Солнышко»
671840, Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Ленина 11, mbdou2014@mail.ru

Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детский сад №7«Солнышко»
/С.В.Батомункуева/
Приказ № 6 от «09» 09.2019 г.

Рабочая программа
логопункта

Составила: учитель – логопед

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
Содержание и структура программы ……………………………………………6
Возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста ……………………………………………………………………………7
Комплектование групп логопункта ……………………………………………..9
Организация жизни и воспитания детей. Формы взаимодействия ………….10
Направления коррекционно-развивающей деятельности ……………………12
Планируемые результаты логопедической работы ………………………….13
Условия и средства реализации рабочей программы ………………………...14
Информационно-методическое обеспечение программы ……………………16
Приложения ……………………………………………………………………..19
1.Расписание коррекционной деятельности
2.Литература для родителей
3.Планы индивидуальной коррекционной деятельности

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Устранение речевых нарушений у детей в условиях
логопункта» составлена в рамках программы дошкольного образования «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Вераксы, парциальной «Программы
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова
С.А. - в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами дошкольного образования и соответствует нормативным и
законодательным актам:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций».
3. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования».
4. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
5. Устав и локальные акты ДОУ.

Рабочая

программа

определяет

содержание

и

организацию

коррекционных занятий для детей подготовительных и старших групп
и направлена на полноценное овладение детьми самостоятельной, связной,
грамматически

правильной

речью

и
4

коммуникативными

навыками,

фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
психологическую

готовность к обучению в школе и обеспечивает

преемственность со следующей ступенью системы образования, а так же его
социализации.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие
требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной
задачей дошкольного

учреждения является подготовка

ребенка к школе, в

том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи
рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой
культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Предлагаемая программа дает возможность ранней диагностики речевого
дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе,
учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания
дошкольников.
Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой
эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств
и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Данная
модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа и
результативна.
Ведущие

цели

программы

-

формирование

полноценной

фонетической системы языка, развитие фонематического восприятие и навыков
первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухо произносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной
речи.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.

Выявить и своевременно предупредить речевые нарушения;

2.

Преодолеть недостатки в речевом развитии:



развивать

и

воспитывать

звукопроизношения;
5

артикуляционные

навыки



развивать фонематическое восприятие;



развивать лексико - грамматические представления;



развивать мелкую моторику рук;

3.

Подготовить к обучению грамоте;

4.

Формировать навыки учебной деятельности;

5.

Развивать мелкую моторику

6.

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
7.

Создать благоприятные условия развития детей в

соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями;
8.

Формировать познавательные интересы и действия ребенка в

различных видах деятельности
9.

Осуществлять преемственность в работе с родителями

воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских
учреждений.
Рабочая программа учитывает возрастные особенности и потребности
детей 5 – 7 лет и ориентирована на выполнение социального заказа родителей.

6

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
«Устранение речевых нарушений у детей в условиях логопункта» в
рамках дошкольной образовательной

программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО

ШКОЛЫ»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет
возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном

материале,

максимально

приближаться

к

разумному

«минимуму»);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования;

7

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Содержание коррекционной
детьми

образовательных

педагогической работы по освоению

областей

интегрированно

в ходе

освоения

образовательной области «коммуникация» наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательной области,
Содержание

коррекционно-педагогической

работы

охватывает

возрастной период физического и психического развития детей: старший
дошкольный возраст — от 5 до 7лет (старшая и подготовительная к школе
группы).
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе изложены в отдельном разделе, завершающем
содержательную часть Программы.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает
довольно высокого уровня. Продолжается совершенствование всех сторон речи
ребенка. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на
готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней
челюсти) к производству полноценных звуков речи.
К 6 годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у
некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.
Неправильное

произношение

звуков

сопровождается

недоразвитием

фонематических процессов. Но это бывает и у правильно говорящих детей.
Дети недостаточно различают звуки, не способны узнавать отдельные звуки в
слове. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть
навыками звукового анализа и синтеза, то есть выделять звук, или складывать
8

звуки в слова, что является необходимым условием усвоения грамоты в
школьный период.
Словарный запас растет не только за счет ознакомления с новыми
предметами, их свойствами и качествами, но и за счет названий отдельных
частей, деталей предметов, за счет образования слов при помощи приставок,
суффиксов. Словарь ребенка 5-6 лет увеличивается на 1000-1200 слов.
На шестом году жизни дети уже владеют обобщающими понятиями.
Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет,
вертолет...), водный (катер, паром...), наземный (автобус, поезд...), подземный
(метро). Имеют представление: о сезонных изменениях в природе, о
выращивании овощей и фруктов, о лесных ягодах и грибах, о хищных и
травоядных, домашних

и

диких

животных, о

насекомых

и

птицах,

рыбах. Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера,
сегодня, ночью...).Знают названия месяцев, дней недели, части суток, название
своей страны и столицы государства, географические понятия: море, река,
горы, пустыня, лес, правила дорожного движения для пешеходов.
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из,
из-под...), правильно изменяет имена существительные по числам и падежам,
правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять
ложек, пять яблок, груш, конфет), согласовывает прилагательные с именами
существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные,
кукле новой), образовывает притяжательные прилагательные (медвежья,
собачьи, папин...), правильно по смыслу применяет все части речи.
Многие слова из пассивного словаря переходят в активный. Несмотря на
увеличение словаря, ребенок еще не всегда правильно ими пользуется. К 6
годам жизни грамматический строй речи уже сформирован правильно, ребенок
пользуется им достаточно свободно. Простые предложения становятся более
распространенными, возрастает количество сложных предложений. Всё же
ребенок допускает ошибки в согласовании слов. В падежных окончаниях
существительных во множественном числе (ножов, карандашов).
9

В подготовительной группе детского сада дети без дополнительных
вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 20-30 предложений. То есть
владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В
диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и
развернутые ответы. К 6 годам дети владеют развернутой фразовой речью,
фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Ребенок 6
лет может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки,
рассказа, описать те события, которые он видел. Способен самостоятельно
составить рассказ по сюжетной картинке. Но при составлении рассказа по
картинке он часто видит только основные детали, менее важные опускает.
В этом возрасте дети уже могут владеть силой голоса, говорить тише,
громче. В повседневной жизни темп речи умеренный, но при рассказах речь
часто замедленна за счет пауз. Однако в моменты эмоционального подъема,
находясь под впечатлением просмотренного фильма, дети говорят быстрее и
громче обычного. Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию,
адрес, имена родителей и их профессии.
Отклонение от этих норм является нарушением речевого развития и
требует дополнительных занятия, логопедической помощи.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ЛОГОПУНКТА
На логопункт принимаются дети со старших и подготовительных
групп. Дети из данных групп объединяются в подгруппы по возрасту и по
речевым диагнозам. В подгруппе количество детей варьируется от 6-8. С
отдельными детьми проводятся индивидуальные занятия.
На октябрь 2018 года зачислено 25 детей, из них 11 мальчиков и 14
девочек.
Содержание и реализация коррекционной программы зависит от
контингента родителей. В зависимости от их социального статуса,
образования, возраста подбираются различные формы работы.
10

Планирование образовательной нагрузки при работе по пятидневной
рабочей неделе разработано в соответствии с максимально допустимым объемом
образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии с СанПиН
2.4.1.3049-13.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей
психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие
органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения
управлять

собой

и

другими

психическими

процессами.

Исходя

из

неоднородности состава детей на логопункте обусловленной различной
этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно
оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует
учитывать программные требования данного возраста.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. ФОРМЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
•образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной,

чтения)

(далее

по

тексту

—

«организованная

образовательная деятельность»);
•образовательную и коррекционную деятельность, осуществляемую в
ходе режимных моментов;
•самостоятельную деятельность детей;
•взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется в
11

зависимости от контингента воспитанников,

диагноза,

срока обучения,

активности родителей.
Коррекционная работа проводится в виде организованной
деятельности детей не менее двух раз в неделю по 25-30 минут. Формой
работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. (приложение №1
«Циклограмма коррекционной деятельности»)
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Настоящая программа реализуется по следующим направлениям:
 формирование полноценных произносительных навыков;
 развитие фонематического восприятия, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
 развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и
их сочетаний в предложении;
 обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
 воспитания

умений

распространённое

правильно

предложение;

составлять

простое

употреблять

разные

и

сложное

конструкции

предложений в самостоятельной связной речи;
 развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой
определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых
в произношении фонем;
 развитие мелкой моторики рук
 формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами
грамоты
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении
комплекса

артикуляционных

упражнений,

направленных

на

устранение

специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии,
12

дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность
установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над
качеством

звучащей

речи,

корригировать

речевой

дефект,

сгладить

невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией
каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических
условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой
структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания
подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной
работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество
речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой
системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики
достижений дошкольников в коррекции произношения. На подгрупповых
занятиях

происходит дальнейшее расширение речевой

практики

детей,

закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию
звуков на слух и в произношении.
В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми
лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на
развитие связной речи.

13

Неделя

Месяц
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
1 период обучения
Развитие лексикоРазвитие связной речи
грамматической стороны
речи

1

Обследование

2

Обследование

3

Неречевые звуки

4

Неречевые звуки

1

Речевые звуки

2

Речевые звуки

3

Детский сад

Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа
Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа
Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа
Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа
Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

4

Игрушки

Составление рассказа «Как мы играли» по
демонстрируемым действиям

1

Осень

Составление описательного рассказа на тему
«Осень»

2

Деревья. Листья

Пересказ описательного рассказа с опорой на
схему

3

Овощи. Огород

Составление описательного рассказа об
овощах с опорой на схему

4

Фрукты, ягоды. Сад

Составление описательного рассказа о
фруктах с опорой на схему

1

Грибы.

2

Перелетные птицы

3

Домашние птицы и их
детеныши
Домашние животные и их
детеныши

4

Пересказ рассказа В. Сутеева «Под грибом»
Составление рассказа – описания о птице
Пересказ рассказа «День рождения цыплёнка»
по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

14

Неделя

Месяц

2 период обучения
Развитие лексикоРазвитие связной речи
грамматической стороны
речи

ФЕВРАЛЬ

ЯНВАРЬ

1
2

Дом. Его части

3

Мебель.

4

Посуда

1

Зима. Зимующие птицы

2

Зима. Зимние забавы

3

День Защитников Отечества

4

МАРТ

Дикие животные зимой
1

Праздник мам

2

Животные севера

3

Животные жарких стран

4

Неделя

Месяц

Транспорт. ПДД

АПРЕЛЬ

1

Составление рассказа по сюжетной картине
«Одни дома»
Пересказ русской народной сказки «Три
медведя» с элементами драматизации
Составление загадок-описаний о посуде
Составление описательного рассказа о
зимующих птицах с использованием схемы.
Пересказ рассказа «Общая горка»,
составленного по картине с проблемным
сюжетом
Составление рассказа «Границы Родины – на
замке»
Составление близких к тексту пересказов (по
рассказам Е. Чарушина «Кто как живет. Заяц.
Белка. Волк.»)
Составление описательного рассказа о маме
по собственному рисунку
Рассказ – описание «Слон »
Рассказ – описание «Морж и еж»
Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик»
с использованием опорных предметных
картинок

3 период обучения
Развитие лексикоРазвитие связной речи
грамматической стороны
речи
Составление рассказа «Семья дома»
Семья

2

День Космонавтики

Составление рассказа «Космические
путешествия»

3

Весна

Составление рассказа «Заяц и морковка» по
серии сюжетных картин

15

МАЙ

4

Обувь, одежда, головные
уборы

Описательный рассказ «Одежда»

1

Профессии

2

Наше тело и здоровье

3

Моя Родина – Бурятия.
Наш город.

4

Цветы

Составление описательных рассказов о
профессиях с использованием схемы
Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и
внучек»
Пересказ рассказа С.А. Баруздина
«Страна, где мы живем»
Пересказ румынской сказки «Ромашка»

Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука
логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
 четко дифференцировать все изученные звуки;
 различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук»,
«глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на
практическом уровне;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
 производить элементарный звуковой анализ и синтез;
 читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной
программы;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы
к текстам и пересказывать их;
 выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного
слогового состава, предложения с применением всех усвоенных
правил правописании
 общаться, используя в речи словосочетания простые
нераспространенные предложении.
Содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий
Овладение родным языком, выдвинутое в Программе на первый план,
составляет один из основных элементов формирования личности и тесно
связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Отставание в
развитии речи может привести к задержке развития психических функций, и,
прежде всего, мышления. В Программе указаны следующие основные
направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в
старшей и подготовительной логопедических группах для детей с общим
16

2. Звукопроизношение

1. Общие речевые навыки

Направ
ления
работы

недоразвитием речи. Процесс коррекции речи предусматривает три периода,
каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами,
содержанием и объёмом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время
взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из
предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более
сложного материала.
I период
( октябрь, ноябрь,
декабрь)

II период
(январь, февраль, март)

III период
(апрель, май, июнь)

1.Выработка чёткого,
координированного
движения органов
речевого аппарата
2. Обучение детей
короткому и бесшумному
вдоху(не поднимая плеч),
спокойному и плавному
выдоху(не надувая щек)
3. Работа над
постановкой
диафрагмального
дыхания.
4. Работа над мягкой
атакой голоса. Выработка
у детей умения
пользоваться громким и
тихим голосом.
1. Уточнение
произношения гласных и
наиболее лёгких
согласных звуков [ м б д
нвгптaкх]
2. Подготовка
артикуляционного
аппарата к постановке
звуков.
3. Постановка и
первоначальное
закрепление неправильно
произносимых и
отсутствующих звуков
(индивидуальная работа)

1. Продолжить работу
над дыханием, голосом,
темпом и ритмом речи
2.Познакомить с
различными видами
интонации:
повествовательной,
вопросительной,
восклицательной.

1. Продолжить работу над
речевым дыханием.
2. Продолжить работу над
темпом, ритмом,
выразительностью речи.

1. Продолжить работу
по постановке звуков.
2. Автоматизация и
дифференциация
поставленных звуков.

1.Продолжить работу по
постановке звуков.
2. Автоматизация и
дифференциация
поставленных звуков в
речи.

17

3. Работа над слоговой структурой
слова
4. Развитие фонематического анализа, синтеза,
представлений

1. Работа над
односложными словами
со стечением согласных в
начале и в конце слова
2. Работа над
двусложными словами
без стечения согласных
3. Работа над
трёхсложными словами
без стечения согласных.

1.Работа над
структурой слов со
стечением согласных в
начале слова, в
середине слова и в
конце слова
2. Работа над слоговой
структурой
трёхсложных слов со
стечением согласных в
начале слова.

1. Развитие слухового
внимания на материале
неречевых звуков
2. Знакомство со звуками
[А У И О Ы ]
3. Выделение ударного
гласного в словах
4. Подбор слов на
гласные звуки
5. Анализ
звукосочетаний АУ УА
ИА
6. Определение наличия
звука в слове на
материале изученных
звуков

1.Выделение гласных
звуков в конце слова
под ударением
2. Выделение гласных
звуков в трёхзвуковых
словах
3. Знакомство со
звуками [М Н Т К Б Э Д
Г П Л]
4. Дифференциация
изученных твёрдых и
мягких согласных
звуков в
изолированном
положении, в слогах и
словах
5. Выделение твёрдых и
мягких согласных
звуков в начале и конце
слова.

18

1. Закрепление слоговой
структуры двусложных
слов со стечением
согласных
2. Работа над слоговой
структурой трёхсложных
слов со стечением
согласных.

5. Лексика

Расширение и уточнение
словаря по темам:
«Детский сад»,
«Игрушки», «Осень»,
«Деревья. Листья»,
«Овощи. Огород»,
«Фрукты, ягоды. Сад»,
«Грибы»,
«Перелетные птицы»,
«Домашние птицы и их
детеныши»,
«Домашние животные и
их детеныши».

Расширение и
уточнение словаря по
темам: «Дом. Его
части», «Мебель»,
«Посуда», «Продукты
питания», «Зима.
Новогодний праздник»,
«Зима. Зимние забавы и
развлечения»,
«Зимующие птицы»,
«Дикие животные.
Зимовка зверей»,
«Животные севера»,
«Животные жарких
стран», «День
защитника Отечества»,
«Транспорт. Правила
дорожного движения».

19

Расширение и уточнение
словаря по темам:
«Семья»,
«Мамин праздник.
Профессии наших мам»,
«Весна», «Одежда, обувь,
головные уборы»,
«Профессии»,
«День Космонавтики»,
«Моя родина-Татарстан.
Наш город», «Цветы».
«Насекомые», «Праздник
9 мая», «Наше тело и
здоровье», «Лето. Летние
развлечения и игры»

6. Грамматический строй речи

1. Отработка падежных
окончаний имён
существительных ед.ч.
2. Преобразование
существительных в И.п.
ед.ч. во мн.ч.
3.Согласование глаголов
с существительными
ед.ч. и мн.ч.
4. Согласование сущ. с
прилагательными в роде,
числе и падеже
5 Согласование сущ. с
притяжательными
местоимениями мой, моё,
моя, мои
6. Образование сущ. с
уменьшительноласкательными
суффиксами по теме:
«Овощи, фрукты» и т.д.
7. Согласование
числительных два и пять
с существительными.

1.Закрепить
употребление
падежных окончаний
сущ. ед.ч.
2. Закрепить
употребление
окончаний сущ в И.п.
мн.ч.
3. Согласование
прилагательных с сущ в
роде, числе и падеже
4. Практическое
употребление простых
предлогов места (в, на,
за, под, над) и
движения (в, из, к, от,
по)
5. Образование
притяжательных
прилагательных по
теме «Дикие и
домашние животные»,
образование
относительных
прилагательных по
темам
6. Образование
глаголов движения с
приставками
7. Образование сущ.
ед.ч. и мн.ч. по теме
«Дикие и домашние
животные и их
детёныши»
8. Согласование
числительных два и
пять с сущ.

20

1.Закрепление
употребления падежных
окончаний имён сущ. ед и
мн.ч.
2. Согласование
числительных два и пять
с сущ.
3. Закрепление
употребления простых
предлогов. Употребление
сложных предлогов: из-за,
из-под, около, возле и тд.
4. Образование
сравнительной степени
прилагательных
5. Образование наречий от
прилагательных
6. Закрепление способов
образования новых слов с
помощью приставок и
суффиксов.

7. Развитие связной речи
8. Развитие мелкой моторики

1. Составление простых
распространённых
предложений
2. Обучение детей
умению задавать
вопросы и отвечать на
вопросы полным ответом
3. Обучение детей
составлению
описательных рассказов
по темам I периода
4. Работа над
диалогической речью (с
использованием
литературных
произведений)
5. Обучение детей
пересказу небольших
рассказов и сказок.
1. Обводка,
раскрашивание и
штриховка по
трафаретам
2. Составление фигур,
узоров из элементов
3. Работа со шнуровкой и
мелкой мозаикой.

1. Закрепить умение
самостоятельно
составлять
описательные рассказы
2. Обучать пересказу и
составлению рассказа
по картине и серии
картин.

1. Закрепление умения
самостоятельно
составлять описательные
рассказы, рассказы по
сюжетной картине, по
серии сюжетных картин,
из опыта
2. Составление различных
типов
сложноподчинённых
предложений с союзами и
союзными словами
3. Обучение детей
составлению рассказов из
опыта и творческих
рассказов.

1. Работа по развитию
пальчиковой моторики
2. Работа по развитию
конструктивного
праксиса
3. Продолжить работу
по обводке и
штриховке фигур
4. Усложнить работу с
карандашом: обводка
по контуру, штриховка,
работа с карандашом по
клеткам в тетради.

1. Работа по развитию
пальчиковой моторики
2. Усложнение работы с
карандашом
3. Усложнение работы над
конструктивным
праксисом.

УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Для

реализации

профессиональных

задач

и

организации

более

эффективной работы с детьми дошкольного возраста по преодолению речевых
нарушений учителю-логопеду необходимо специально оборудованное рабочее
место – эстетично оформленный логопедический кабинет.

21

Логопедический кабинет предназначен для:
1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей
дошкольного возраста.
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда
с детьми.
3. Консультативной работы учителя-логопеда с родителями (беседы, показ
приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком)
4. Консультативной работы учителя-логопеда с педагогами.
Оборудование логопедического кабинета:
 Зеркало настенное;
 Зеркала для индивидуальной работы по количеству детей, занимающихся
одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.


Шкаф для наглядных пособий, учебного материала и методической
литературы;

 Столы для детей;
 Стулья детские;
 Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей;
 Наглядный материал по развитию речи;
 Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными
заданиями, альбом для работы над звукопроизношением;
 Различные речевые игры;
 Методическая литература;
 Полотенце, мыло;
 Одноразовые ватные палочки.

22

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
№

Название
1. Для коррекционной
логопедической работы:

Материал
Учебно-методические пособия
По обследованию речи: альбом по обследованию,
карточки, речевые карты.
По звукопроизношению: речевые профили звуков,
карточки с изображением символов звуков, картинный
материал для автоматизации поставленных звуков,
речевое домино, логопедическое лото.
По фонематическому восприятию: наборы картинок,
картотека дидактических игр
По лексическому запасу: дидактические игры, наборы
картинок.
По связной речи: наборы предметных, сюжетных
картинок и серии картинок для составления рассказов
разной сложности, тексты для пересказа.

2.

Для обследования интеллекта,
развития памяти, внимания,
мышления:

Счётный материал; пирамидки; разрезные картинки;
набор картинок «Четвертый лишний»; набор карточек
на обобщающие темы; наборы картинок для игр
«Нелепицы».

3.

Картотеки:

Артикуляционная гимнастика в картинках;
наборы предметных картинок по лексическим темам

4.

Педагогическая документация:

 Программа коррекционной работы;
 Годовой план работы;
 Протокол обследования устной речи и
зачисления детей на логопедические занятия;
 Речевые карты (на каждого ребенка);
 Журнал учёта посещаемости логопедических
занятий;
 Планы индивидуально-подгрупповых занятий;
 Расписание (циклограмма) занятий;
 Паспорт логопедического кабинета;
 Должностная инструкция;
 Положение о логопункте;
 Отчет о результатах работы.

23

ПРИЛОЖЕНИЯ к рабочей программе:
Приложение 1.
Расписание коррекционной деятельности:
№

Дни занятий

Группы

1.

Понедельник
14.00 – 18.00

Бабочки, Вишенки

2.

Вторник
14.00 – 18.00

3.

Среда
14.00 – 18.00

4.

Четверг
14.00 – 18.00

5.

Пятница
14.00 – 18.00

Гномики
Вишенки
Гномики
Бабочки, Вишенки

Все занятия по коррекционной работе проводятся с учётом
здоровьесберегающих технологий, в середине времени, отведенного на
непрерывную коррекционную, проводится физкультминутка. Перерывы между
периодами коррекционными занятиями – не менее 10 мин.
В летний период коррекционная работа не проводится. Предпочтение
отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, речевым
развлечениям, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок.

24

Приложение 2.
Литература для родителей:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних
заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших
дошкольников. СПб.:Детство – ПРЕСС, 2007.
2. Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС
ПРЕСС, 2008.
3. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для
дошкольников. М., 1999.
4. Жукова Н.С. Букварь М.: ЭКСМО, 2008.
5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет. М.:
Ювента, 2007.
6. Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет.
М.: Ювента, 2008.
7. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: Ювента, 2001.
8. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента,
2007.
9. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.
10.Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.
11.Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к
обучению грамоте. М.: Книголюб, 2000.
12.Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.:
Книголюб,
2005.
13.Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР.
М.:
Гном, 2007

25

Приложение 3.
План индивидуальной работы
по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи
ФИО ребенка ___________________________
Группа ______________ Возраст ____________
Речевой диагноз______________________________________________________________
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата _______________________________
2. Развитие фонематического слуха _______________________________________________
3. Коррекция звукопроизношения ________________________________________________
4. Формирование навыков фонематического восприятия_____________________________
5. Развитие речевого дыхания, голоса _____________________________________________
6. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков _________
7. Развитие общей и мелкой моторики ____________________________________________
8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления _________
9. Подготовка к обучению грамоте _______________________________________________
10. Воспитание самоконтроля за речью ___________________________________________
11. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью _____

План индивидуальной работы
по коррекции фонетического недоразвития речи
ФИО ребенка ______________________
Группа ______________ Возраст ___________
Речевой диагноз_______________________________________________________________
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата _______________________________
2. Коррекция звукопроизношения ________________________________________________
3. Развитие речевого дыхания, голоса _____________________________________________
4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков _________
5. Развитие общей и мелкой моторики ____________________________________________
6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления _________
7. Подготовка к обучению грамоте _______________________________________________
8. Воспитание самоконтроля за речью ____________________________________________
9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью ______

26

План индивидуальной работы
по коррекции общего недоразвития речи (III – IV уровень речевого развития)
ФИО ребенка ___________________________
Группа ______________ Возраст ____________
Речевой диагноз______________________________________________________________
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата _______________________________
2. Развитие фонематического слуха _______________________________________________
3. Коррекция звукопроизношения ________________________________________________
4. Формирование навыков фонематического восприятия_____________________________
5. Развитие речевого дыхания, голоса _____________________________________________
6. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков _________
7. Развитие общей и мелкой моторики ____________________________________________
8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления _________
9. Обогащение, систематизация словарного запаса__________________________________
10. Развитие навыков словоизменения и словообразования ___________________________
11. Подготовка к обучению грамоте ______________________________________________
12. Воспитание самоконтроля за речью ___________________________________________
13. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью _____

27

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (30142) 91-6-99

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти